Что такое AdBlue? - АвтоСпец

Нормы выбросов Euro6 и технология SCR вынуждают использовать производителей добавку для топлива AdBlue, но что такое AdBlue?

Вероятно, вы видели контейнеры AdBlue, упакованные для продажи на заправочных станциях, но если у вас нет автомобиля с дизельным двигателем или фургона, оснащенного Selective Catalytic Reduction или сокращенно SCR, вам, вероятно, еще не приходилось покупать или использовать его. Поэтому, если вы не знаете что такое AdBlue, какими транспортными средствами используется, где и как часто вам нужно его пополнять, не беспокойтесь, поскольку вы не одиноки. Мы поможем разобраться во всех вопросах, которые касаются AdBlue.

 

Селективное каталитическое восстановление (SCR)

Когда дизельные двигатели сжигают топливо, хорошо известно, что из выхлопной трубы в атмосферу выбрасывается широкий спектр загрязняющих веществ и химикатов. Оксид азота и двуокись азота являются двумя наиболее вредными веществами для окружающей среды, поскольку они способствуют развитию болезней связанных с дыхательным трактом. Они также накапливаются в атмосфере, и могут вызвать смог и кислотный дождь, поэтому неудивительно, что законодатели всего мира хотят, чтобы производители транспортных средств отказались от двигателей, работающих на тяжелом топливе.

Один из способов, который автомобильная промышленность разработала для решения этой проблемы, называется селективной каталитической редукцией или SCR, которая представляет собой процесс, предназначенный для удаления этих оксидов из выхлопных газов. И хотя SCR очень эффективен, он требует небольшого количества жидкого раствора для впрыскивания в выхлопные газы, и именно там используется AdBlue.

AdBlue — жидкий раствор мочевины. Когда он встречается с горячими выхлопными газами, выделяется аммиак, который является катализатором химической реакции, в ходе которой опасные оксиды азота превращаются в два безвредных продукта — водяной пар и азот. Оба продукта безвредны и встречаются в природе, поэтому эксплуатация автомобилей, оборудованных системой SCR с добавкой AdBlue, не несет негативных последствий.\

 

Итак, что входит в состав AdBlue?

К счастью, AdBlue впрыскивается дозирующей системой, предварительно установленной производителем вашего транспортного средства, поэтому не нужно знать ничего кроме как, чем и когда заполнить резервуар для жидкого раствора. А еще, вам следует знать, что AdBlue не является горючим веществом, поскольку в его состав входит 67,5% деионизированной воды и 32,5% мочевины.

Автомобильная мочевина, если вы задавались вопросом, не является продуктом животного происхождения. Хоть мы и выделяем мочевину в моче, но там она содержится в низкой концентрации. Материал, используемый в вашем автомобиле, представляет собой искусственное вещество, созданное путем воздействия на синтетический аммиак и углекислый газ. Помимо использования в жидкой форме, поставщики AdBlue также делают сухие гранулы для фермеров, чтобы разбрасывать их по своим полям в качестве удобрений.

Стоит-ли следить за чистотой выхлопа сегодня решать только вам, а вот завтра, возможно, и мы, вслед за Европой, падем жертвами в борьбе за экологию.

Какие транспортные средства используют SCR?

Грузовые автомобили и автобусы уже с 2004 года используют технологию SCR и AdBlue, и только некоторые производители легковых автомобилей взяли эту систему на вооружение в борьбе за чистоту выхлопа, в числе которых Mercedes и Volkswagen.

С 2015 г. вступили в силу европейские правила выбросов Euro VI, которые действительно вызвали взрыв в технологии SCR с точки зрения внедрения в индустрию легковых автомобилей в Европе. Параметры Euro VI, введенные в 2014/15 году, потребовали сокращения выбросов оксида азота на 56 процентов по сравнению с уровнями Euro V. Для большинства дизельных двигателей мощностью более 1.6-литра, технология AdBlue и SCR была единственным средством для достижения этой цели — поэтому большинство новых дизелей такого объема с этого момента будут оснащаться резервуаром для жидкости AdBlue.

 

Как использовать AdBlue

Когда решение об использовании AdBlue только рассматривалось, предполагалось, что заправкой будут заниматься официальные дилеры. В автомобиле будет установлен резервуар, пополняемый ОД, и водители не будут беспокоиться об уровне мочевины, потому что на борту будет достаточно AdBlue, чтобы проехать 10-15 тыс. км между ТО. Но интервалы обслуживания увеличились, а весовая нагрузка до 60 литров AdBlue сказывается не самым лучшим образом на весе автомобиля. Так что, если в вашем автомобиле установлена система SCR с использованием AdBlue, вероятность того, что вам придется пополнить запасы мочевины самостоятельно, равна 99,9%. С резервуарами различного размера: от 5 до 20 литров, и среднеразмерным семейным дизелем, потребляющим 1 литр AdBlue каждые 1000 км, потребуется регулярное пополнение AdBlue, в случае, если вы много ездите.

К счастью, ваш автомобиль будет контролировать потребление и даст вам ряд предупреждений на панели управления, когда уровень будет падать. Разумно не игнорировать их, поскольку, как только AdBlue закончится, автомобиль может не завестись до тех пор, пока бак не пополнится снова. (Это делается для того, чтобы автомобили не ездили нелегально с высоким уровнем выбросов выхлопных газов).

 

Индикация об окончании AdBlue на Ford Transit 2016 г.

Пополнение резервуара — это просто. В настоящее время крышка заливной горловины AdBlue располагается рядом с горловиной топливного бака, и AdBlue обычно продается в удобных контейнерах, жидкость из которых заливается без образования капель, а это важно. Пусть AdBlue и безвреден для людей, зато он может повредить лакокрасочное покрытие или проводку вашего автомобиля. А еще, AdBlue может сильно пахнуть, ровно, как, и положено мочевине, поэтому лучше не проливать данный раствор в машине.
У более старых автомобилей баки для AdBlue могут быть и в других местах, об этом лучше узнать в руководстве по эксплуатации или у ОД.

 

Где купить AdBlue

AdBlue был всегда доступен к покупке у официальных дилеров. Сейчас же раствор мочевины, как и топливо, является основным продуктом каждой заправочной станции, но к покупке мы не можем рекомендовать из-за завышенной цены. А вот в обычных автомагазинах зачастую цена значительно ниже. Поэтому имеет смысл потратить немного времени на поиски AdBlue, и вы сэкономите при этом свой бюджет.
Таким образом, видно, что страшного ничего нет в системе SCR с применением AdBlue. Но данное заключение справедливо только для новых машин, так как топливо, продаваемое на АЗС в России далеко до качества Европейского уровня, и оно достаточно быстро выводит из строя выхлопную систему автомобиля. А ремонт при нынешнем курсе доллара дешевым не будет.